23 ноября 2014 года, 13:05

Педагогическая практика 050714

ПРОГРАММА

педагогической практики  студентов специальности 

050714 Олигофренопедагогика

в качестве учителя младших и старших классов студентов

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Основная цель педагогической практики – приобретение и осознание будущим педагогом опыта педагогической деятельности в ходе выполнения основных функций учителя специальной (коррекционной) школы VIII вида. 

Задачи педагогической практики:

·          Познакомиться со структурой и содержанием коррекционно-воспитательного и образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида, с особенностями работы учителя-дефектолога, классного руководителя, администрации школы.

·          Овладеть педагогическими формами образовательного взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые изучались в курсах специальных методических и психолого-педагогических дисциплин.

·          Научиться планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеурочных занятий, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития детей с общим интеллектуальным недоразвитием.

·          Приобрести начальный опыт ведения научно-методической работы, опытно-экспериментальных форм педагогической деятельности дефектолога.

·          Познакомиться с опытом учителей, опробовать наиболее эффективные из применяемых ими приемов и методов обучения.

·          Получить навыки индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

·          Осмыслить собственное отношение к детям с отклонениями в развитии, научиться строить эффективные формы общения с учащимися, педагогическим коллективом школы, сокурсниками.

                                                                              ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА IV КУРСЕ

Организация и содержание практики

Педагогическая практика на IV курсе  проходит на базе начальных классов специальных (коррекционных) школ г. Иркутска №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 14, 20. Практика проводится в 8-ом семестре в течение шести недель.

С разрешения кафедры специальной педагогики вы можете пройти практику по месту жительства. В этом случае необходимо заранее (в начале 7-го семестра) предоставить руководителю практики письменное согласие администрации школы, в которой вы будете проходить практику (форму гарантийного письма см. в приложении 1).

До начала практики необходимо выбрать учебное учреждение (номер школы и класс регистрирует факультетский руководитель практики). По возможности следует заранее познакомиться с администрацией школы и учителем, с которым вы будете сотрудничать во время практики.

Педагогическая практика проводится на основании приказа по университету, подписанного ректором. Все изменения, возникшие у вас по ходу практики (в случае болезни или перемещения из одной школы в другую) констатируются дополнительным приказом. Самовольное нарушение приказа недопустимо. Практика может быть продлена в установленные сроки только на основании медицинского документа. До практики не допускаются студенты, имеющие задолженности за зимнюю сессию.

В первый день практики вы встречаетесь с администрацией школы (директором или его заместителем), знакомитесь со структурой школы, ее традициями, спецификой (как правило, такую информацию дает администрация школы). В этот же день вы начинаете работать  в определенном классе: планируете свою работу в качестве учителя, изучаете документацию класса (расписание уроков, классный журнал, план работы учителя, личные дела учащихся).

В период ознакомительной практики (первые три дня) вы посещаете все уроки учителя. Обычно учителя предупреждаются администрацией школы о педагогической практике, однако, в любом случае необходимо заранее спрашивать разрешения учителя присутствовать на его уроке, особенно если этот урок проводит учитель другого класса. Присутствуя на уроках учителя, вы делаете записи в своей тетради для конспектов уроков, анализируете просмотренные уроки по соответствующей форме.

После урока желательна краткая беседа с учителем. Важно найти способ высказать свое положительное мнение о наиболее интересных методах, приемах и других элементах урока, задать вопросы учителю, выслушать его советы. Не стоит акцентировать свое внимание на критике тех или иных ситуаций, которые были обнаружены во время урока, лучше попытаться проанализировать их в качестве проблемных ситуаций и найти пути их решения.

Во время посещения уроков необходимо познакомиться с учащимися, запомнить их имена. Полезно нарисовать схему расположения учеников за партами в классе, чтобы уверенно обращаться к ним на своих уроках.

Во время активной практики вы самостоятельно проводите уроки по расписанию. Если вы  работаете в классе вдвоем с напарником (студентом вашего курса), то один из вас ведет русский язык, чтение и рисование, другой в это же время ведет математику, развитие речи и труд. В середине (через три недели) практики вы меняетесь учебными предметами. Таким образом, в течение практики вы обучаете младших школьников по шести учебным предметам. В случае если вы одни работаете на классе, то по установленному графику делите нагрузку с учителем.

Следует помнить, что на урок лучше приходить за 10-15 минут до его начала. Необходимо продумать свой внешний облик и следовать правилам  педагогической этики и такта.

Для записи своих рабочих планов уроков необходимо завести тетрадь, либо писать конспекты на отдельных листах и затем скреплять их в порядке следования (оформление рабочих конспектов должно отвечать всем требованиям и быть удобным для вас). К конспектам вы прикрепляете список класса, расписание уроков, календарно-тематические планы по учебным предметам.

Минимум за день до проведения урока вы обязаны показать учителю конспект. Учитель проверяет его и допускает вас к уроку.  Без наличия конспекта вы не имеете права вести урок. Проведенные уроки комментируются учителем. Советы учителя, его ценные замечания отмечаются вами в рабочих конспектах. Рекомендации по уроку, его оценка обязательно отражаются учителем в вашем дневнике.

Во время практики необходимо придерживаться правил внутреннего распорядка школы: подчиняться распоряжениям директора и его заместителей, участвовать во всех мероприятиях школы и класса, педагогических советах, методических совещаниях.

Деятельность практиканта контролируют администрация школы, учитель, руководитель практики и методисты кафедры. Обо всех ситуациях, затрудняющих прохождение практики, необходимо сообщать руководителю практики. Если вы не выполнили программу практики по уважительной причине, то можете быть направлены на практику вторично в свободное от учебы время. Студент не прошедший практику без уважительной причины получает оценку «неудовлетворительно» и является задолжником.

В течение практики вы имеете право получать консультации методистов кафедры. Время и место консультаций уточняется каждым методистом на установочной конференции.

По окончании практики учитель составляет на вас характеристику, которая заверяется администрацией школы. Результаты практики обсуждаются на школьном педсовете и на заседании кафедры специальной педагогики.

Анализ представленной вами документации и результаты проведенных уроков дают методистам кафедры право окончательной оценки. Итоги педагогической практики обсуждаются на факультетской конференции.

График прохождения практики

Установочная конференция в университете __________ декабрь 200  г.

·          Ознакомительная практика ________________________________200  г.

·          Активная практика _______________________________________200  г.

·          Начало занятий в университете _____________________________200  г.

·          Дата приема документации по педпрактике в университете устанавливается в течение недели по окончании практики. Несвоевременная сдача документации влечет за собой снижение оценки за практику.

·          Итоговая конференция по практике проводится в течение недели после сдачи документации.

Педагогическая деятельность студента во время практики

Место прохождения практики_______________________________________________

Класс __________________________________________________________________

Учитель (Ф.И.О.)________________________________________________________________

Первая неделя

Вторая неделя

 

Третья неделя

Четвертая неделя

Пятая неделя

Шестая неделя

Рекомендации студенту по профессиональному самосовершенствованию

Отчетная документация по практике

По окончании практики на кафедру   предоставляется следующая документация:

·          Дневник по практике.

·          Характеристика студента с оценкой результатов практики, заверенная печатью школы (составляется учителем).

·          Отчет студента о проделанной работе с кратким анализом и предложениями по организации практики.

·          Развернутые конспекты зачетных уроков по предметам: русский язык (или обучение грамоте), чтение (или письмо), математика, развитие речи, ручной труд, рисование.

·          Анализы просмотренных уроков по установленным предметам (на установочной конференции методисты кафедры дополнительно оговаривают, по каким учебным предметам необходимо подготовить анализы уроков).

Характеристика студента

Знания специальных методик. Умение использовать психолого-педагогические знания при решении образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Умение планировать и проводить уроки, использовать наиболее эффективные методы обучения и воспитания детей с общим интеллектуальным недоразвитием. Что заслуживает положительной оценки?

Умение организовывать детей, успешно осуществлять коррекцию их действий. Умение создавать обстановку доверительности в общении с детьми. Умение принимать оптимальное педагогическое решение в различных ситуациях.

Отношение к педагогической деятельности. Умение использовать все положительное из своих способностей. Педагогический такт, внешний вид, манера держаться, умение управлять своими эмоциями. Рекомендации студенту по профессиональному самосовершенствованию.__________________________________________________

Оценка учителя __________________________________________________________

(подпись учителя, печать школы)

Итоговая оценка за практику________________________________________________

(подпись руководителя практики)

Отчет по практике

Значение практики в вашей жизни. Чему вы научились на практике. Как развивались отношения с детьми. Какие моменты педагогической практики проходили наиболее удачно, какие вызывали затруднения? С чем это было связано? Какая помощь была оказана вам учителем. Какой дидактический материал был изготовлен вами самостоятельно. Ваше отношение к работе в качестве учителя специальной школы. Пожелания и рекомендации по организации практики.

              ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА V КУРСЕ  (в качестве учителя  старших классов)

Организация и содержание практики

На V курсе (10 семестр) студенты  проходят практику в специальной (коррекционной) школе VIII вида в качестве учителя старших классов. Практика проводится в течение десяти недель в коррекционных школах г. Иркутска.

С разрешения кафедры   возможно прохождение практики по месту жительства. В этом случае необходимо заранее (в сентябре–октябре 9-го семестра) предоставить руководителю практики гарантийное письмо от администрации школы (приложение 1).

Предварительно, в 8-ом семестре, вы знакомитесь с условиями прохождения практики: уточняете предмет преподавания и классы, получаете согласие учителя и руководства школы. По решению кафедры недельная нагрузка практиканта по выбранным предметам составляет не менее 12 часов и просчитывается на основе недельной сетки часов (приложение 3). Учитывается ведение предмета в параллельных классах (в двух 5, 6, 7, 8 и 9-х классах) и факультативов по предметам (если они запланированы в школе). Большее число часов недельной нагрузки (свыше 12 часов) по предметам не сокращает сроки практики.

Подготовка к практике предполагает повторение вопросов методики выбранного предмета преподавания. Также рекомендуется заранее подготовить необходимый материал для ведения уроков, используя дополнительные источники информации: хрестоматии, художественную литературу, периодическую печать, СМИ и др.

Первые два дня практики вам необходимо познакомиться с работой олигофренопедагога в старших классах, изучить необходимую документацию школы и класса (расписание уроков, классные журналы, личные дела детей, тематические планы учителя, график методических объединений, школьных мероприятий на период практики). Во время ознакомительной практики составляется график (расписание) вашего пребывания в школе, который согласуется с учителем и утверждается руководством школы. За эти дни вы планируете собственные уроки, согласуете с учителем выбор методов и приемов обучения, готовите необходимые учебные пособия. Рабочие конспекты уроков оформляются в специальной тетради, либо на отдельных листах (в удобном для вас варианте). Конспекты уроков составляются с учетом всех методических требований. К ним прилагаются расписание уроков, тематические планы, список учащихся.

В течение первых двух дней вы посещаете все уроки учителя и отражаете их в тетради. Просмотренные уроки позволят вам познакомиться с приемами работы учителя и наметить собственную педагогическую тактику. На один из просмотренных уроков необходимо составить полный письменный анализ по схеме, предложенной методистом кафедры.

На третий день вы приступаете к самостоятельной работе. Согласно графику вы ежедневно проводите уроки. На каждый урок составляется подробный конспект, который предварительно утверждается учителем или методистом кафедры. Без наличия конспекта вы не имеете права вести урок.

Проведенные уроки анализируются, оценка за него выставляется учителем в дневнике. Замечания по уроку необходимо фиксировать на полях, либо в конце конспекта и учитывать при проведении последующих уроков, а также при составлении отчета о практике. Эти данные также необходимы методистам кафедры специальной педагогики для улучшения подготовки учителей специальных (коррекционных) школ. Итогом практики должен стать ваш лучший урок, конспект которого оценивается учителем и заверяется печатью администрации школы.

Во время практики вы являетесь помощником классного руководителя и проводите воспитательную работу с учащимися. Примерными видами работ в этом направлении могут быть: ведение дневника наблюдений за учащимися класса, организация факультативов, кружков, общешкольных мероприятий, подготовка читательских конференций, проведение родительских собраний, оформление тематических уголков, организация дежурства по школе и т.д.

Ваша воспитательная работа учитывается при выставлении общей оценки за педагогическую практику. Ее итогом является зачетное внеклассное мероприятие по выбранному учебному предмету. Не засчитываются воспитательные мероприятия, не имеющие отношения к учебному предмету.

По возможности вы принимаете участие в работе педагогических советов и методических объединений школы, в обсуждении проблемных вопросов теории и практики обучения умственно отсталых школьников, посещаете уроки опытных учителей, проводите работу с родителями. Во время практики собирается экспериментальный материал для дипломной работы по утвержденному научным руководителем плану.

Консультации по проблемным вопросам обучения старшеклассников осуществляются методистами кафедры по установленному времени.

По окончании практики учитель составляет на вас характеристику, которая заверяется администрацией школы. Результаты практики обсуждаются на школьном педсовете и на кафедре специальной педагогики.

Если по уважительным причинам вы не прошли практику или не выполнили всех ее требований, то по решению кафедры вам может быть разрешено повторное ее прохождение без отрыва от учебных занятий в университете.

Документация по педагогической практике предоставляется на кафедру  специальной педагогики. После обсуждения документации практиканта методистами кафедры выставляется окончательная оценка. Результаты практики обсуждаются на итоговой конференции.

                                         График прохождения практики

·          Установочная конференция в университете проводится перед зимней сессией.

·          Ознакомительная практика _______________________________200  г.       

·          Активная практика _____________________________________ 200  г.

·          Начало занятий в университете ___________________________ 200  г.

·          Дата приема документации по педпрактике в университете устанавливается в течение трех дней по окончании практики. Несвоевременная сдача документации влечет за собой снижение оценки за практику.

·          Итоговая конференция по практике проводится в течение недели после сдачи документации.

Отчетная документация по педпрактике

·          Дневник по практике.

·          Характеристика с оценкой результатов практики, заверенная печатью школы.

·          Отчет о проделанной работе с кратким анализом и предложениями по организации практики.

·          Развернутый конспект зачетного урока по основному учебному предмету.

·          Конспект внеклассного мероприятия по основному предмету.

·          Анализ одного просмотренного урока по основному предмету. 

Педагогическая деятельность студента во время практики

Место прохождения практики_______________________________________________

Класс __________________________________________________________________

Учитель (Ф.И.О.)_________________________________________________________

Расписание работы студента

Дни недели

Уроки (количество часов)

Понедельник

 

Вторник

 

Среда

 

Четверг

 

Пятница

 

Суббота

 

Рекомендации студенту по профессиональному самосовершенствованию

Характеристика студента

Знания специальной методики. Умение использовать психолого-педагогические знания при решении образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Умение планировать и проводить уроки, использовать наиболее эффективные методы обучения и воспитания старшеклассников с общим интеллектуальным недоразвитием. Что заслуживает положительной оценки?_______________________________________________

Умение организовывать детей, успешно осуществлять коррекцию их действий. Умение создавать обстановку доверительности в общении со старшеклассниками. Умение принимать оптимальное педагогическое решение в различных ситуациях. ________________________________________________________________________________

Отношение к педагогической деятельности. Умение использовать все положительное из своих способностей. Педагогический такт, внешний вид, манера держаться, умение управлять своими эмоциями. ________________________________________________________________________________

Рекомендации студенту по профессиональному самосовершенствованию.

Оценка учителя __________________________________________________________

(подпись учителя, печать школы)

Итоговая оценка за практику________________________________________________

(подпись руководителя практики)

Отчет по практике

Значение практики в вашей жизни. Чему вы научились на практике. Как развивались отношения с детьми. Какие моменты педагогической практики проходили наиболее удачно, какие вызывали затруднения? С чем это было связано? Какая помощь была оказана вам учителем. Какой дидактический материал был изготовлен вами самостоятельно. Ваше отношение к работе в качестве учителя-предметника специальной школы. Пожелания и рекомендации по организации практики._______________________________________________________________________

                                         МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ  К  ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ НА IVV КУРСАХ 

Оформление рабочей тетради по практике

Рабочие конспекты по педпрактике записываются в отдельной общей тетради, или на отдельных листах, собранных в папку. Титульный лист тетради (папки) с конспектами оформляется следующим образом

Рабочая тетрадь по  педагогической практике

студента-практиканта

факультета, курса, группы

Практика проводилась в специальной (коррекционной) школе №

города (села), района, области

в классе______с____ по____ года

Учитель-руководитель практики

Директор школы

Содержание рабочей тетради

·          Расписание уроков (по графику студента).

·          Список класса.

·          Календарно-тематический план по предметам.

·          Записи посещенных уроков, конспекты рабочих уроков, конспекты внеклассных мероприятий (составляют основное содержание тетради).

Требование к конспекту зачетного урока

Зачетный план-конспект урока пишется на отдельных листах. Наглядность или схема наглядности прилагается к конспекту. Титульный лист конспекта оформляется следующим образом:

План-конспект

урока математики,

          проведенного в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 6

студенткой v  курса

Ф.И.О.

Содержание зачетного конспекта включает разделы:

·           Общие сведения (школа, класс, предмет, дата проведения).

·           Тип урока: урок овладения новыми знаниями, урок закрепления и коррекции умений и навыков, урок повторения, обобщения и систематизации, контроля, комбинированный.

·           Тема урока. Формулировка темы урока должна быть не предметной, а учебной (не «Огурец и тыква», а «Внешний вид, выращивание и использование тыквенных»).

·           Цели урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) должны быть конкретно сформулированы и  соответствовать теме, содержанию урока, составу учащихся,

·           Наглядность и оборудование.

·           Ход урока.

В конспект заносятся все вопросы и задания, выводы, которые присутствовали на уроке. Четко выделяются этапы урока и виды работ (чтение рассказа, решение задачи, беседа по картине, выделение звука в словах, работа с предметной картой и т.д.). Содержание урока записывается подробно. Указывается индивидуальная работа.

Текст конспекта проверяется и заверяется учителем (выставляются оценка, подпись учителя и печать школы). Возможны краткие замечания, пожелания по уроку. 

Требование к конспекту зачетного внеклассного занятия 

Конспект внеклассного мероприятия (в отдельном конверте со схемой наглядных пособий) должен быть с оценкой, подписью классного руководителя, печатью школы. Если мероприятие было коллективным, то указывается роль каждого участника в нем. В содержание конспекта включаются:

·          Общие сведения (школа, класс, дата проведения).

·          Форма проведения и тема (например, практическое занятие на тему «Как ориентироваться на незнакомой местности» или занятие кружка «Юный математик» и др.).

·          Конкретные образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели.

·          Обоснование выбора темы внеклассного мероприятия: почему взята именно эта тема, форма проведения; чего хотите добиться этим занятием от всей группы и отдельных детей; место данного занятия в системе воспитательной работы в классе.

·          Оборудование для занятия.

·          Ход занятия разрабатывается подробно, четко выделяется каждый этап, методы и приемы работы.

·          Перечень использованной литературы с выходными данными.

                                                                                  Схема общего анализа урока

Анализ посещенного урока должен содержать две части: «фотографию» урока и выводы, предложения.

«Фотография» урока – это подробная запись его хода, которая выполняется по схеме: деятельность учителя (записываются этапы урока, методы, приемы, вопросы и задания) и деятельность учащихся (ответы учеников, их участие или неучастие в работе).

Выводы и предложения делаются после «фотографии» урока с учетом следующих моментов:

Общие сведения об уроке:

§         Дата, школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, место проведения, какой урок по счету.

§         Тема урока, ее соответствие программе. Место данного урока в системе уроков по теме (разделу).

§         Тип и структура урока. Правильность выбора типа урока с точки зрения темы в целом и целей занятия. Соответствие структуры данному типу урока, отклонения и их причины. Обеспечение целостности и завершенности урока.

§         Цели урока: их соответствие теме, содержанию, составу учащихся класса.

Содержание урока:

·          Соответствие материала урока программным требованиям, теме, целям, возрасту учащихся, связь с предыдущим и последующим материалом.

·           Представления и понятия, формируемые на уроке. Объем изучаемого материала.

·          Использование содержания учебного материала для коррекции познавательной деятельности учащихся.

·          Воспитательная направленность урока.

Методическая сторона урока:

§         Педагогическая обоснованность выбора методов, их разнообразие. Эффективность использования методов на разных этапах урока. Деятельность учителя и учащихся в условиях используемого метода.

§         Обучающий характер урока: наличие нацеливания на каждый вид работы, проведение подготовительной работы, наличие полноценных образцов, виды помощи учащимся, организация обратной связи.

§         Речевая деятельность на уроке.

§         Использование наглядности: цель применения, правильность использования, грамотность использования.

§         Способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся.

§         Развитие самостоятельности учащихся: самостоятельное применение знаний, умений в сходных и новых ситуациях.

Организационная сторона урока:

·          Мобилизующее начало урока.

·          Поведение учащихся на уроке, чем оно определяется.

·          Поведение учителя: коммуникативные, организаторские умения.

·          Правильность оценивания учащихся.

·          Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

·          Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку.

Результативность урока:

·          Усвоение главного на уроке.

·          Достижение целей, выполнение плана урока.

·          Коррекционно-развивающее значение урока.

Рекомендации к анализу урока по конкретному учебному предмету даются методистами кафедры   дополнительно. 

Приложение 1

            Обязанности студентов, учителей школ, руководителей практики, методистов по специальности

Обязанности руководителя практики

·          Устанавливает связь со школой, подготавливает администрацию, учителей к приему студентов, обеспечивает их необходимыми памятками, инструкциями, консультациями.

·          Организует и проводит установочную и итоговую конференции по практике.

·          Распределяет студентов по учебным учреждениям, совместно с администрацией школы обеспечивает выполнение программы практики.

·          Оказывает научно-методическую помощь школьным работникам в работе со студентами-практикантами.

·          Посещает уроки и внеурочные мероприятия, проводимые студентами, руководит их обсуждением, выставляет отметки. Совместно с учителем консультирует практикантов при их подготовке к урокам.

·          Собирает у практикантов весь отчетный материал, совместно с учителями и методистами кафедры анализирует и оценивает итоговую работу студентов.

·          Составляет отчет о педагогической практике студентов.

·          Помогает студентам в подготовке материалов к заключительной конференции по итогам практики.

Обязанности методиста по специальности

·          Принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочных и итоговых конференциях по педпрактике в учебном учреждении и университете.

·          Проводит групповые и индивидуальные консультации со студентами по вопросам содержания и организации практики.

·          Утверждает конспекты уроков студентов, посещает уроки и внеклассные занятия по предмету с последующим обсуждением и оценкой.

·          Оказывает научно-методическую помощь учителям школ в работе со студентами-практикантами.

·          Принимает участие в оценке результатов педагогической практики студентов.

·          Предоставляет сведения по итогам пройденной практики руководителю.

Обязанности учителя

·          Знакомит студентов с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит показательные уроки во время ознакомительной практики студентов.

·          Оказывает необходимую методическую помощь студентам в планировании, подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий, уделяет особое внимание использованию ими эффективных форм и методов обучения.

·          Знакомит студентов с оформлением и оборудованием кабинета, классной комнаты; по согласованию с руководителем практики дает студентам задания по изготовлению наглядных пособий и т.п.

·          Не позднее, чем за день до проведения студентами их урока (мероприятия) просматривает и подписывает его конспект; без проверенного и утвержденного конспекта студент до урока не допускается.

·          Дает характеристику деятельности студентов их учебно-воспитательной работы.

Обязанности студента

·          Ежедневно посещает школу (день работы в школе предусматривается расписанием уроков); своевременно выполняет все виды работ, указанные в программе практики. Приходит на урок за 10 минут до его начала. Студент должен иметь конспект урока и быть хорошо подготовленным к его проведению.

·          Выполняет правила внутреннего распорядка учреждения, в котором проходит практику, подчиняется указаниям администрации учреждения, методиста и учителя. В случае нарушения дисциплины руководитель имеет право отстранить студента от практики.

·          Присутствует на уроках учителей в период ознакомительной практики, на открытых уроках своих сокурсников и принимает участие в обсуждении просмотренных уроков.

·          Участвует в методических и общественных мероприятиях школы.

·          Своевременно ведет документацию и сдает ее руководителю практики или методисту кафедры к указанному сроку.

 Приложение 3 

Таблица 1

Недельная сетка часов по учебным предметам

в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

 

Предмет

Классы (количество часов)

5

6

7

8

9

Русский язык

5

4

4

4

4

Чтение

4

4

3

3

3

Математика

5

5

5

5

4

География

-

2

2

2

2

Естествознание

2

2

2

2

2

История

-

-

2

2

2

Граждановедение

-

-

-

1

1

Физическая культура

2

2

2

2

4

 

Приложение 4 

Критерии оценки деятельности студента

на педагогической практике

Очень высокий уровень (5 баллов): практикант проявляет самостоятельность, учитывает рекомендации учителя и методистов в подготовке к уроку. При подготовке и проведении урока студент проявляет хорошие знания методик и специальных дисциплин, четко и обоснованно формулирует цели урока и обеспечивает их реализацию. Умеет организовать деятельность учащихся, учитывает возрастные и индивидуальные особенности, доброжелательно относится к детям. Имеет широкий кругозор, культуру поведения и речи, заинтересован в результатах своей работы.

Высокий уровень (4 балла): те же требования, что и для высокого уровня, однако студент допускает отдельные ошибки в конспектах и проведении уроков. Проявляет недостаточный уровень знаний по теории и методике обучения.

Средний уровень (3 балла): в подготовке к урокам не всегда проявляет самостоятельность, нуждается в помощи учителя. Допускает заметные ошибки в организации уроков, затрудняется в выборе средств и методов обучения. Проявляет мало инициативы и творчества. Не всегда может устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с детьми.

Низкий уровень (2 балла): студент показывает слабые знания теории и методики, обнаруживает бедность содержания, дидактического материала и оборудования урока. Не умеет организовать детей, поддержать правильные отношения с детьми. Не отвечают требованиям уровень культуры поведения и речи.

ЛИТЕРАТУРА

Русский язык, чтение, развитие речи

1.       Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М., 2002.

2.       Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5–9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М., 2002.

3.       Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М., 1991.

4.       Бурмако В.М. Русский язык в картинках. – М., 1991.

5.       Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2002.

6.       Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2002.

7.       Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2002.

8.       Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2002.

9.       Джежжелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М., 1995.

10.   Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В. Волина. – М., 1991.

11.   Кубасов О.В. Выразительное чтение. – М., 1998.

12.   Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб., 1998.

13.   Свиридова В.Ю. Учись читать. Пособие по чтению / Под ред Н.А. Чурановой. – Самара, 2002.

14.   Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением: Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург, 1999.

15.   Федченко А.П., Долгих Л.Ю. Справочный материал для конструирования учителем русского языка упражнений, способствующих развитию у детей интереса и познавательной деятельности / Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии и поиск путей коррекционно направленного обучения. Сб. науч. тр. – Иркутск, 2001.

16.   Федченко А.П., Долгих Л.Ю. Учимся рассуждать: Справочный материал по русскому языку для специальной (коррекционной) школы: Методическое пособие. – Иркутск, 2002.

17.   Федченко А.П., Омельченко Л.И. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах коррекционной школы: Методическое пособие. – Иркутск, 2004.

18.   Читаем слогами и целыми словами / Книжка для детей и взрослых. – М., 1998.

 

География

1.       Герасимов Г.П., Душина И.В. О новом подходе к методам обучения географии // География в школе. – 1989. – № 3.

2.       Гоголь Н.В. Мысли о географии // ППС. – М., 1952. – Т. 8.

3.       Крылова О.В. География материков и океанов: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2002.

4.       Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М., 1989.

5.       Крылова О.В. Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы. – М., 1990.

6.       Крылова О.В. Физическая география: Нач. курс: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2002.

7.       Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков / Сост. И.И. Баринова. – М., 2002.

8.       Уступ О.В. Развитие интереса к географической науке // География в школе. – 1989. – № 1.

 Естествознание, развитие устной речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей действительности

1.       Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР: Полевой определитель: Кн. для учителя. – М., 1983.

2.       Герасимов В.П. Живой мир нашей Родины. Пособие для учителей. – М., 1977.

3.       Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М., 1973.

4.       Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

5.       Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М., 1991.

6.       Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.

7.       Сабунаев В.Б. Занимательная ихтиология. – Л., 1967.

8.       Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.

9.       Шелкунова О.В. О роли эколого-краеведческого подхода к обучению естествознанию детей с нарушением интеллекта // Трудности развития у детей: диагностика и коррекция: Материалы межрегиональной научной конференции. Часть II. – Иркутск, 2004.

10.   Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. – 2000. – № 1.

11.   Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII  вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

Математика

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.
  2. Демидова М.Е. Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида // Дефектология. – 2002. – № 1.
  3. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. - М., 1992.
  4. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону, 2001.
  5. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. – М., 1982.
  6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., 1989.
  7. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – М., 1994.
  8. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., 2001.
  9. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М., 1992.
  10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Математика. Методические рекомендации к учебникам математики для 1-го класса. – М., 2000.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах. Т. 2. – М., 2003.
  12. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.
  13. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – М., 2003.

История

  1. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы: Методические рекомендации / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1986.
  2. Ишимова А.О. История России для детей. – М., 1992.
  3. Кабинет истории во вспомогательной школе: Методические рекомендации / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. – Свердловск: СГПИ, 1989.
  4. Кузнецов Ю.Ф. Методические рекомендации к урокам истории во вспомогательной школе. – Свердловск: СГПИ, 1983.
  5. Кузнецов Ю.Ф. Этапы подготовки к уроку истории во вспомогательной школе. – Свердловск: СГПИ, 1984.
  6. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.
  7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Задания для самостоятельной работы студентов по специальной методике преподавания истории во вспомогательной школе. – М.: МГПУ, 1985.
  8. Сверлик Г.И. Историческое образование на пути обновления // Опыт и проблемы преподавания истории и обществоведческих дисциплин в школе и вузе. – Иркутск: ИГПУ, 1999.
  9. Хохрина В.Т. Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе: Учебное пособие. – Иркутск: ИГПУ, 2000.
  10. Щербинин М.Ф. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие. – Иркутск, 2002.
  11. Яковер Л.Б. Справочник по истории отечества. – М, 1996.

Ручной труд

  1. Гусакова А.М. и др. Методика трудового обучения: Частные вопросы: пособие для студентов-заочников 2–3 курсов фак. учителей нач. классов пед. ин-тов. – М., 1990.
  2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. психолого-педагогическое исследование. – М., 1969.
  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.
  4. Обучение учащихся IIV классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1983.
  5. Павлов В.П. Трудовое обучение в IIII классах вспомогательной школы. – М., 1988.
  6. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса. – Самара, 2001.
  7. Тематическое планирование уроков ручного труда в IIII классах вспомогательной школы: Методические рекомендации. / Сост. В.В. Коркунов, Н.Г. Самойлова. – М., 1987.

Изобразительная деятельность

1.                   Грошенков И.А. Методика преподавания изодеятельности во вспомогательной школе. – М., 2002.

2.                   Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., 2003.

3.                   Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 2002.

 



Смотрите также